Московский академический театр сатиры представил первую премьеру 101-го сезона – «Игроки». В основу постановки легла одноименная пьеса Николая Гоголя. Хотя в произведении есть завязка, развязка и все перипетии сюжета четко прочерчены, текст считается незаконченным. Комедия впервые была напечатана в 1842 году. Автор буквально наспех отдал в редакцию финальную версию пьесы, собрав ее из черновиков. Это дает постановщикам полную свободу действий и фантазии. Рассказываем, каким получился спектакль.
Над постановкой больше года работал Альберт Хасиев. «Игроки» – его режиссерский дебют. Художественный руководитель Театра сатиры, народный артист России Евгений Герасимов рассказал, что когда Альберт Хасиев поделился с ним идеей спектакля, то он сразу понял, что их ждет яркая, интересная постановка, которая займет достойное место на театральной карте Москвы.
«<…> Убежден, что «Игроки» украсят репертуар театра в такой значимый для нас юбилейный год. И, конечно, планируем порадовать зрителя множеством премьер! <…>», – сказал Евгений Герасимов.
Альберт Хасиев погрузил гоголевских героев в атмосферу интриг, коварства и обмана. Зрители наблюдают за событиями, которые стремительно развиваются вокруг карточного шулера Ихарева. Он удачлив и самоуверен. Его места – войти в высший свет Петербурга. Главный секрет побед Ихарева за карточным столом – крапленая колода, которую он ласково называет Аделаида Ивановна. Однажды Ихарев знакомится с компанией картежников: Утешительный, Швохнев и Кругель. Трое мужчин очарованы магическими трюками ловкого шулера и предлагают ему принять участие в невиданной афере.
Ихарева играют сразу два актера: Сергей Шнырев и сам Альберт Хасиев. Постановщик бережно отнесся к гоголевскому тексту и практически без изменений перенес на сцену историю фантастического обмана. Единственное, что меняет режиссер, – место действия. Это не трактир в провинции, каким его описывал Гоголь, а дорогая гостиница в большом городе.
Пространство сцены грамотно обустроено, так что у зрителей в один момент создается ощущение присутствия на железнодорожном перроне, в другой – они оказываются в уютном игровом заведении с большим столом, на котором лежат десятки карт. Такого результата удалось добиться не только при помощи ярких декораций, например, гигантских красных люстр, но и благодаря мультимедиа. Разнообразный видеоряд гармонично вписывается в динамичное и увлекательное повествование. Сценография очень выразительная. Она позволяет актерам свободно перемещаться по сцене и создавать нужную атмосферу.
Финал спектакля – настоящая неожиданность для зрителей. Они вместе с главным героем уже готовы радоваться удачной афере, но тут выясняется, что Ихарев сам стал жертвой картежников – приятели-шулеры его обманули.
Внимание зрителей привлек большой сундук, который появился вначале и в конце спектакля. В последней сцене из него вышла актриса Янина Студилина в образе Аделаиды Ивановны, которая хоронит в ящике своего владельца, убивая напрочь его мечты о богатой жизни.
В своем спектакле Альберт Хасиев постарался докопаться до той самой гоголевской фантасмагории, где есть место таинственности и некой чертовщине. Актеры прекрасно передают спектр эмоций своих героев – от жажды победы до отчаянного падения главного героя. Режиссеру «Игроков» удалось в игривой и легкой манере заставить зрителей задуматься о том, какова природа алчности и лжи, а также чем может обернуться погоня за большими деньгами?
Увидеть премьеру «Игроки» в Театре сатиры можно будет 17 ноября, 18 и 29 декабря (16+).
Фото: Global City / Дарья Бруданова
© Интернет-журнал «Global City» Бруданова Дарья