Scroll Down
  °C ММВБ  $76.17   €86.27
  1. Обзоры
  2. События

​Обувь как предмет искусства: интервью с коллекционером обуви Назимом Мустафаевым

13:38 9 ноября 2023
Коллекционирование в XXI веке в первую очередь ассоциируется с инвестициями. Люди вкладывают деньги в произведения искусства, которые с каждым годом становятся дороже, а их культурная ценность увеличивается. Таким образом, коллекционирование помогает приумножить капитал или сохранить свои средства. Коллекционировать можно не только произведения искусства, но и другие предметы. Назим Мустафаев уже 20 лет коллекционирует обувь. И это не та обувь, которую носят. Интерес коллекционера представляет обувь, ставшая произведением искусства, созданная несколько веков назад, украшающая ножку представителей аристократии или королевских семей. Корреспондент Global City Москва узнал у коллекционера, зачем собирать обувь, сколько может стоить пара туфелек и в чем ценность его коллекции.
​Обувь как предмет искусства: интервью с коллекционером обуви Назимом Мустафаевым
Фото: предоставлено орагнизаторами выставки

Есть люди, для которых коллекционирование – хобби. И есть коллекционеры. Один из них – Назим Мустафаев. Он собрал уникальную коллекцию обуви, часть которой впервые представили на выставке «Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна» в Москве.

О коллекционировании

Не секрет, что коллекционирование – это инвестиции. Часто люди вкладывают в искусство, чтобы приумножить и сохранить свой капитал, но обычно речь идет о живописи, графике, скульптуре. Их материальная и духовная ценность растет каждый год. Коллекционирование одежды и обуви – это тоже инвестиции или тут речь идет о каком-то другом направлении? И если это не про инвестиции, то про что тогда?

Нет, здесь вообще нет никаких инвестиций. Конечно, когда-нибудь что-то может вернуться внукам. Понимаете, это очень ограниченный рынок. Это рынок одного покупателя и одного продавца. Поэтому ни о каких инвестициях, как и о росте, здесь речи быть не может. Это просто чистый интерес.

В какой момент для вас обувь стала представлять ценность и перешла из функциональной области в духовную, если можно так сказать?

Давайте поясним: коллекционная обувь отличается от обуви для повседневной носки, последняя вряд ли когда-нибудь будет представлять ценность. Поэтому это немного разные вещи. Началось все с профессионального интереса. Я 17 лет проработал директором крупнейшей обувной выставки в Москве «Мосшуз» и видел всю промышленную, массовую обувь, которая продавалась в магазине. Постепенно я заинтересовался историей: начал читать о том, какую обувь раньше носили, производили. Постепенно это увлечение переросло в нечто большее, и я стал коллекционировать и писать книги.

Довольно банальный вопрос, но не коллекционеру не всегда понятно, поэтому лучше разобраться сразу – зачем коллекционировать обувь?

Есть много вещей, которые трудно понять. Люди приходят на выставку и не задают вопросов, а просто наслаждаются красотой.

Какие факторы влияют на ценность обуви как экспоната, например, время производства, владелец, материал, использование драгоценных камней, история жизни обуви?

Все зависит от задачи. Допустим, если это мемориальный музей великого деятеля, то, безусловно, его обувь для этого музея будет представлять огромный интерес. Лично для меня, если обувь не красива, то она интереса никакого не представляет. Вопрос ценности материалов – очень сложный. Нам кажется, что кожа ценнее, чем ткань, а XVIII век весь тканевый, потому что дорогие ткани были реально ценнее, чем кожа. Тогда кожу еще не умели обрабатывать так, как это делали в конце XVIII или в начале XIX века. Поэтому ценность обуви зависит напрямую от задачи ее использования и времени. Конечно же, хронология для любой коллекции очень важна: чем старше предметы, тем они ценнее. Это понятно, ведь обувь, которую создавали раньше, сейчас не делают, а найти действительно уникальные экспонаты очень трудно. Например, если бы кто-то сейчас начал коллекционировать обувь даже с теми же ресурсами, которые были у меня, а может даже большими, вряд ли ему удалось бы собрать больше обуви, чем собрал я. Время уходит очень быстро.

О коллекции

Сколько предметов в вашей коллекции сегодня?

Если говорить обо всех предметах, включая крючки, пряжки, аксессуары, открытки, фотографии, арки и другие вещи, связанные с обувью, то около пяти тысяч. А полноценной обуви в моей коллекции на сегодняшний день две с половиной тысячи пар.

Расскажите, пожалуйста, о самом уникальном экспонате коллекции?

Если говорить о слове уникальный, то есть в единственном экземпляре, то такие вещи в моей коллекции есть. В их числе экспонаты из каталога бельгийской фирмы, где была выставлена обувь, сделанная в единственном экземпляре. Причем некоторые пары разделены. Например, у меня хранится левая туфля на удивительном каблуке, а правая находится во французском музее. Таких вещей много. Они действительно по-настоящему уникальны. А если говорить о вещах красивых, редких, значимых, которые мы иногда в быту называем уникальными, но они таковыми не являются, то, конечно, такая обувь также есть в моей коллекции. Но их трудно все перечислить.

Где вы находите предметы для своей коллекции?

Там же, где и любой коллекционер: аукционы, различные галереи, блошиные рынки и другие места. Кроме того, я в этом деле 20 лет, поэтому мне часто что-то присылают, что-то предлагают.

Можно ли примерно назвать стоимость вашей коллекции?

Нет, ее сложно оценить. Есть ситуации, когда цена и ценность – разные вещи. То есть можно купить предмет за 50 долларов, и он окажется очень ценным. Бывает по-другому. Цена, как говорят экономисты, определяется в момент продажи. Здесь нет такого тренда. Нет ежегодных выставок и аукционов, где можно было бы оценить коллекцию обуви, как это делается в искусстве. И аукцион на самом деле не показатель. Например, я участвовал в некоторых аукционах, на которых были ценные вещи, но кроме меня никто не сделал ставку. Как в этом случае определять ценность? Это цена вещи или цена ситуации?

Для коллекционеров предметов искусства проводят аукционы, есть ли аналогичные мероприятия для коллекционеров обуви?

Да, есть аналогичные аукционы – костюмные. На таких мероприятиях, в том числе может быть обувь. Например, иногда в Англии на большом аукционе распродается коллекция одежды известных личностей. В Америке иногда распродают даже поместья. В этом случае из особняка выносятся абсолютно все вещи, среди которых может быть обувь. В дальнейшим эти вещи попадают на рынок. И надо сказать, что сейчас очень многие аукционы, которые традиционно занимались предметами искусства, стали проводить костюмные аукционы.

Попадались ли вам подделки и что это было?

В этом году исполняется ровно 20 лет, как я занимаюсь коллекционированием. За это время подделки мне ни разу не попадались. Неприятные ситуации случались. Например, были вещи, которые кто-то хотел слегка обновить. Для этого покрывали их лаком. Но серьезные подделки мне не попадались. Обувь – это единичные вещи. Подделывать их экономически нецелесообразно.

О выставке

На ВДНХ открылась выставка, на которой представлены вещи из вашей коллекции. Расскажите о нескольких редчайших экспонатах, которые впервые представлены публике?

На выставке практически все вещи демонстрируются широкой общественности впервые. Среди них – предметы XIX века из моей коллекции. Они практически никогда не выставлялись. Мы впервые сделали большую детскую зону и зону мужской домашней обуви, где представлены редкие и красивые образцы. Также есть такой раздел, как будуар. Здесь представлены уникальные образцы обуви XIX века, например, абсолютно шокирующие каблуки, на которые просто приятно смотреть. В экспозицию вошли потрясающие, удивительные корсеты, кринолины, турнюры, белье из собрания Антона Приймака, уникальный игрушечный домик в виде обувного магазина из частной коллекции Бориса Сумарокова, старинные платья из коллекции Елены Супрун. Очень много редких вещей, все перечислить нереально. Выставка разнообразна, все вещи дополняют друг друга и создают общее ощущение того периода.

Сколько готовилась выставка?

Идея появилась год назад, а к реализации мы приступили всего полгода назад.

Возникали ли у вас трудности с поиском коллекционеров, готовых презентовать свои коллекции?

Нет, с этим проблем не было. Трудности возникли с отбором экспонатов, потому что вещей и в моей коллекции, и в коллекции Антона Приймака и других коллекционеров оказалось в разы больше, чем мы могли физически выставить. Устраивать лес из манекенов нам не хотелось, поэтому придерживались концепции. 

Фото: предоставлено орагнизаторами выставки

© Интернет-журнал «Global City»

Места

16+