Кинопремия «Оскар» – это не только высшая точка признания в мире кино, но и символ мирового кинематографа. Ее история, начавшаяся почти век назад, полна ярких моментов, неожиданных поворотов и уникальных достижений, которые формировали не только голливудскую индустрию, но и мировую культуру.
История «Оскара» начинается 16 мая 1929 года, когда в отеле «Голливуд Рузвельт» состоялась первая церемония вручения наград. Инициатором создания премии выступил Луис Барт Майер, глава MGM (Metro-Goldwyn-Mayer). Он стремился повысить статус киноиндустрии, создать платформу для объединения профессионалов и установить стандарты качества. Так появилась Академия кинематографических искусств и наук (AMPAS) – организация, которая и по сей день курирует премию.
Первая церемония была скромной – всего 270 гостей и заранее объявленные лауреаты. Награда вручалась в 12 категориях, а сам процесс занял всего 15 минут. Однако именно это событие положило начало традиции, которая стала международным феноменом.
Интересно, что изначально статуэтка не имела имени. Она представляла собой фигуру рыцаря, держащего меч, стоящего на катушке кинопленки. Автором дизайна стал арт-директор MGM Седрик Гиббонс, а скульптор Джордж Стэнли воплотил эскиз в бронзе. Официальное название награды — Academy Award of Merit — сменилось на привычный «Оскар» благодаря легенде: библиотекарь Академии Маргарет Херрик заметила, что статуэтка напоминает ей дядю Оскара. Имя закрепилось в 1939 году.
В первые годы существования премия вручалась в основном за фильмы, произведенные в Голливуде. Но со временем «Оскар» стал отражением глобального кинематографа. Уже в 1947 году появилась отдельная номинация для фильмов на иностранном языке (ныне — «Лучший международный фильм»). Это позволило открыть миру таких мастеров, как Акира Куросава, Ингмар Бергман и Федерико Феллини.
1950-е и 1960-е годы стали периодом расцвета, когда премия обрела свою статусность и масштаб. Телетрансляции церемонии, начавшиеся в 1953 году, сделали событие доступным для широкой аудитории. Благодаря этому «Оскар» стал не только профессиональным признанием, но и культурным феноменом.
Современная премия – это не просто вечер наград. Это платформа для обсуждения социальных проблем, место для новых талантов и зеркало текущих тенденций киноиндустрии. Она продолжает привлекать миллионы зрителей и оставаться символом профессионального признания.
Россия и «Оскар»: как советские режиссеры покоряли Голливуд
История российской (а ранее советской) кинематографии и премии «Оскар» богата выдающимися моментами. Хотя количество номинаций и наград для российских деятелей кино сравнительно невелико, они внесли весомый вклад в мировое киноискусство. Рассказываем, какие картины добрались до номинаций и побед.
Фильмы, номинированные на «Оскар»
Номинация «Лучший международный фильм» (ранее «Лучший фильм на иностранном языке»)
Советский Союз и Россия неоднократно представляли выдающиеся картины, которые получали внимание Академии.
- 1956 — «Журавли», режиссер Михаил Калатозов
- Первый фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, номинировался как представитель СССР.
- 1968 — «Война и мир», режиссер Сергей Бондарчук
- Эта эпическая экранизация романа Льва Толстого принесла СССР долгожданный «Оскар».
- 1980 — «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов
- Легендарная мелодрама о жизни трех женщин. Эта работа принесла СССР второй «Оскар» в категории.
- 1994 — «Утомленные солнцем», режиссер Никита Михалков
- Драма о трагедии сталинских репрессий, ставшая третьим и последним советским/российским фильмом, получившим «Оскар».
- 1997 — «Кавказский пленник», режиссер Сергей Бодров
- Картина о дружбе и человеческих ценностях на фоне войны на Кавказе. Номинация, но без победы.
- 2014 — «Левиафан», режиссер Андрей Звягинцев
- Социальная драма, критикующая российскую бюрократическую систему, номинировалась, но уступила польскому фильму «Ида».
- 2017 — «Нелюбовь», режиссер Андрей Звягинцев
- История о распаде семьи в современном обществе снова принесла режиссеру номинацию, но победа досталась чилийскому фильму «Фантастическая женщина».
Режиссеры и фильмы в других номинациях
Номинация «Лучший документальный фильм»
- 1992 — «Прощай, моя родина», режиссер Виталий Манский
- Документальный фильм, рассказывающий о распаде СССР.
Номинация «Лучший анимационный фильм»
- 1999 — «Старик и море», режиссер Александр Петров
- Уникальный мультфильм, созданный с использованием техники рисования по стеклу. Александр Петров стал первым российским аниматором, получившим награду.
Наши в Голливуде: кто такой Юра Борисов – первый российский актер, номинированный на «Оскар»
Юрий Борисов стал первым российским актером, номинированным на премию «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана». Номинацию он получил за роль в фильме «Анора» режиссера Шона Бейкера. Его работа в этом проекте стала прорывной и была отмечена Американской киноакадемией. Борисов соперничает с такими актерами, как Киран Калкин («Настоящая боль»), Эдвард Нортон («Боб Дилан: Никому не известный»), Гай Пирс («Бруталист») и Джереми Стронг («Ученик. Восхождение Трампа»).
Юрий Александрович Борисов родился 8 декабря 1992 года в городе Реутов Московской области. В детстве он мечтал стать космонавтом, но со временем увлекся искусством. В 2013 году он окончил Театральное училище имени Щепкина, где обучался на курсе Владимира Бейлиса и Владимира Иванова. После выпуска Юрий присоединился к труппе Московского театра «Сатирикон», но вскоре его карьера в кино стала стремительно развиваться.
В конце 2010-х Юрий Борисов снялся в нескольких ярких проектах. В драме «Хрусталь» он сыграл диджея с наркозависимостью по имени Алик, а затем воплотил образ лидера криминальной группировки в фильме «Бык», где его герой Антон Быков олицетворял сложную и противоречивую эпоху 1990-х.
Картина была тепло принята на фестивалях: она завоевала главный приз «Кинотавра» 2019 года, удостоилась номинации на кинофестивале «Братья Манаки» за операторскую работу и получила премию «К Востоку от Запада» на фестивале в Карловых Варах. Именно там финский режиссер Юхо Куосманен обратил внимание на талант Борисова и пригласил его в свой новый проект – фильм «Купе номер 6».
Эта картина стала первым международным опытом актера. По сюжету финская студентка Лора отправляется в Мурманск изучать петроглифы, а в поезде сталкивается с русским вахтовиком Лехой, грубым и резким на первый взгляд. Однако длинная дорога меняет их отношение друг к другу. «Купе номер 6» стало примером того, насколько органично Борисов передает внутреннюю двойственность своих героев. Его персонажи – простые и дерзкие, с явной уличной харизмой, но при этом способны на глубину и неочевидную человечность. Этот типаж он воплотил и в триллере «Кентавр», и в драме «Анора».
Особенно значимым в карьере актера стал 2021 год: Борисов привез на «Кинотавр» сразу пять фильмов, включая «Купе номер 6», «Подельники», «Мама, я дома», «Герда» и «Капитан Волконогов бежал». Эти работы не только были показаны в России, но и получили международное признание. «Капитан Волконогов» участвовал в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля, «Мама, я дома» была представлена в параллельной программе, а «Купе номер 6» удостоился Гран-при Каннского кинофестиваля.
Именно в Каннах режиссер Шон Бейкер впервые заметил Юрия Борисова. Вдохновившись его игрой в «Купе номер 6», он через год предложил ему роль в своем новом фильме «Анора». Борисов не сразу согласился, сначала изучил работы Бейкера, но, увидев в них искренность и душу, принял предложение.
Золотой билет: как «Анора» помогла Борисову покорить зрителей по всему миру
После триумфа на Каннском фестивале российские актеры фильма «Анора» оказались в центре внимания как за рубежом, так и в России. Персонаж Борисова – русский бандит с Брайтон-Бич, чей английский ограничивается базовыми школьными фразами. Вместе с двумя сообщниками он отправляется «навести порядок» с Иваном, молодым мажором (его играет Марк Эйдельштейн), который, увлеченный атмосферой Лас-Вегаса, женился на секс-работнице (в исполнении Майки Мэдисон). Однако в процессе событий герой Борисова проникается искренней симпатией к девушке, которая мечтает о любви и счастье, веря, что наконец вытащила счастливый билет.
Образ Игоря далек от излишней драматизации. У Борисова нет громких реплик или эффектных эмоциональных монологов, но в его персонаже чувствуется простая, но мощная честность. Шон Бейкер подтвердил, что выразительность артиста стала ключом к его персонажу в «Аноре». Режиссер говорил, что достаточно было одного взгляда Игоря на героиню Майки Мэдисон, чтобы зритель ощутил настоящую магию.
Хотя любовная линия русского мажора и секс-работницы занимает важное место в сюжете, «Анора» не ограничивается этим слоем. Бейкер тщательно исследует менталитет и динамику взаимоотношений троицы «решал», отправившихся на поиски героя Эйдельштейна. В фильме второстепенные персонажи превращаются в полноценных личностей, интересных и сложных, иногда даже более глубоких, чем центральные герои. К финалу Игорь становится чуть ли не важнее Ивана и его новоиспеченной жены. Однако проработка персонажа Борисова строится не через флешбэки или трагическую предысторию, а через человечность, проявляющуюся здесь и сейчас. Именно этот подход и привлек внимание киноакадемии.
Юрий Борисов сумел сделать из Игоря многогранного героя. Его образ – это олицетворение внутренней борьбы и силы простых человеческих эмоций, что и выделило его среди других номинантов.
Юра – краш: что говорят про Борисова зарубежные зрители и при чем тут Анджелина Джоли
Юрий Борисов, чей талант уже давно оценили поклонники российского кино, теперь покоряет и англоязычную аудиторию. Пользователи соцсетей изучают фильмографию актера, отмечая такие проекты, как «Серебряные коньки» – романтическая драма, права на которую когда-то приобрёл Netflix.
Комплименты в адрес Борисова порой приобретают комичный размах: некоторые фанаты уверены, что он идеально подошел бы на роль злодея в новой части «Бондианы». Хотя о его участии в крупных зарубежных проектах пока не сообщалось, нельзя не заметить, что Юрий стал настоящим секс-символом для англоязычной публики. Западная аудитория буквально одержима его обаянием и энергетикой, которая, по их словам, выделяет его среди современных актеров.
Признание Борисова на международной арене подкрепляется и вниманием звезд первой величины. Анджелина Джоли, представлявшая свой фильм «Мария» на Международном кинофестивале в Торонто, лично отметила талант Юрия. На «Золотом глобусе» актриса, не дожидаясь официальных представлений, сама подошла, чтобы поприветствовать его.
Не «Анорой» единой: какие фильмы-номинанты на «Оскар-2025» стоит посмотреть
Премия «Оскар-2025» обещает стать одним из самых обсуждаемых событий года. Помимо нашумевшей «Аноры», за престижные статуэтки будут бороться картины, каждая из которых уже успела привлечь внимание критиков и зрителей. Это истории, которые восхищают, вдохновляют и заставляют задуматься. Рассказываем о картинах, которые точно заслуживают внимания.
«Бруталист», режиссер Брэди Корбет
После Второй мировой войны в США прибывает венгерский архитектор Ласло (в исполнении Эдриана Броуди), стремящийся начать новую жизнь, но сталкивающийся с бедностью и отсутствием связей. Неожиданно ему выпадает шанс: очень богатый человек предлагает ему спроектировать библиотеку в память о своем отце. Однако за этой заманчивой возможностью скрываются более глубокие и болезненные темы, такие как расизм, социальная несправедливость и другие трудности послевоенного общества.
После того как «Бруталист» был отмечен тремя наградами на Венецианском кинофестивале, а затем победил на «Золотом глобусе», его шансы на «Оскар» стали особенно высоки. Режиссер Брэйди Корбет создал фильм, который стал фаворитом на предстоящей премии. В этом нет ничего удивительного, ведь выдающаяся актерская игра Броуди, великолепный визуальный стиль и трогательный, насыщенный сценарий сделали свою работу.
18+
«Конклав», режиссер Эдвард Бергер
Когда умирает Папа Римский, кардиналы собираются на конклав, чтобы выбрать нового главу церкви. Кардинал Лоуренс (Рэйф Файнс) возглавляет это важнейшее мероприятие, однако, чем дольше он погружается в процесс, тем больше скрытых тайн о кандидатах на пост Папы открывается перед ним. Лоуренс решает докопаться до правды, но процесс выбора скрывает в себе много темных уголков.
С самого начала проката было ясно, что «Конклав» станет серьезным претендентом на главную статуэтку. Картина обладает всеми признаками шедевра: великолепно написанный сценарий, потрясающая визуальная составляющая, выразительная музыка и мастерская работа монтажа. Не стоит забывать и о выдающейся игре Рэфа Файнса, который привнес в свою роль глубину и многослойность. Кто бы мог подумать, что двухчасовая лента о выборах Папы Римского может быть настолько захватывающей и полной интриг. Фильм поглощает внимание зрителя с первых кадров и оставляет его в напряжении до самого конца, особенно после неожиданного финала.
«Конклав», получивший «Золотой глобус» за лучший сценарий, стал одним из главных соперников «Бруталиста».
18+
«Злая: Сказка о ведьме Запада», режиссер Джон М. Чу
Фильм получил широкое признание и был номинирован на премию «Оскар» и «Золотой глобус». Также картина признана лучшим фильмом 2024 года Национальным советом кинокритиков США и вошла в десятку лучших фильмов по версии Американского института кино. Несмотря на то, что фильм вышел в конце года, его успех на фоне кассовых рекордов и критических оценок стал немалой неожиданностью.
Этот киномюзикл является экранизацией популярного бродвейского мюзикла, который заново рассказывает известную историю о волшебнике страны Оз. Успех «Злой» можно объяснить целым рядом факторов: сказочной атмосферой, захватывающими спецэффектами, актуальным социальным подтекстом, напоминающим элементы из «Гарри Поттера» и «Голодных игр», а также выбором поп-звезды Арианы Гранде для одной из главных ролей. Интересно, что сама Гранде также удостоилась номинации, что стало неожиданным, но заслуженным признанием ее таланта.
16+
«Боб Дилан: Никому не известный», режиссер Джеймс Мэнголд
Режиссер Джеймс Мэнголд, уже знакомый зрителям благодаря своему проекту о Джонни Кэше, представляет биографию одного из самых влиятельных музыкантов ХХ века – Боба Дилана. Мэнголд не стремился привнести что-то революционное в жанр, а создал красивый и насыщенный фильм, который рисует портрет великой фигуры американской музыки на фоне бурных событий 1960-х годов.
Фильм фокусируется на ключевом моменте карьеры Дилана – его выступлении на Фестивале в Ньюпорте в 1965 году, когда молодой музыкант, известный своими акустическими композициями, неожиданно представил публике электрическую гитару, что вызвало бурю эмоций. Это выступление стало знаковым в истории музыки, а сам Дилан приобрел статус легенды. Весь фильм строится как подготовка к этому моменту, показывая борьбу музыканта с общественными ожиданиями, личными сомнениями и внутренними конфликтами.
Тимоти Шаламе, сыгравший молодого Боба Дилана, не только прекрасно вжился в образ, но и исполнил песни своими силами, что принесло ему вторую номинацию на «Оскар». Его исполнительское мастерство и передача эмоционального состояния музыканта позволили создать убедительный и вдохновляющий образ, который по достоинству был оценен критиками и зрителями.
18+
«Дюна: Часть вторая», режиссер Дени Вильнев
«Дюна: Часть вторая» продолжает эпическую сагу о межпланетной борьбе за власть, песчаных червях и вечной борьбе за выживание.
Дени Вильнев не поддается коммерческим трендам и подает зрителю не просто захватывающее зрелище, а глубокую, тщательно продуманную авторскую работу. В то время как многие блокбастеры бросаются в авантюрные действия и экшен, Вильнев в очередной раз демонстрирует свой уникальный подход – «Дюна: Часть вторая» медленно разворачивает сюжет, при этом не теряя напряжения и зрелищности. Сюжет, в котором мальчик-мессия проходит путь самопознания и борьбы с судьбой, в руках Вильнева превращается в глубокое исследование человеческой природы, политических интриг и жертвенности.
Но, конечно, главное в этом фильме – визуальная красота. Операторская работа, спецэффекты, а также тщательно продуманный дизайн мира Фременов и Песков, погружают зрителей в атмосферу, которая захватывает с первых кадров. Каждая сцена – это словно картина, каждая деталь проработана с безупречной точностью, а сражения и сцены с песчаными червями оставляют незабываемое впечатление.
18+
Фото: pxhere.com, unsplash
© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова