Scroll Down
  °C ММВБ  $76.17   €86.27
  1. Обзоры
  2. События

​Александр Пушкин – драматург? Почему наследие поэта остается актуальным в российском театре

11:10 28 февраля 2024
Спросите любого российского школьника об авторстве «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы». Он не задумываясь ответит: «Александр Сергеевич Пушкин». Попросите этого же школьника назвать имя любого поэта, и он назовет Александра Пушкина. В год 225-летия со дня рождения «солнца русской поэзии» о нем вновь много говорят. В театрах по всей России ставят спектакли по произведениям Александра Пушкина, а в музеях проходят выставки. Творчество Пушкина изучают, анализируют, интерпретируют, им вдохновляются, с ним взаимодействуют, его перерабатывают. Что же такого есть в героях, созданных Александром Пушкиным, что они даже спустя 200 лет волнуют умы режиссеров и вызывают трепет в сердцах зрителей? Почему темы, поднятые поэтом в XIX веке, актуальны сегодня? Global City попытался ответить на эти вопросы вместе с экспертами из мира театра.
​Александр Пушкин – драматург? Почему наследие поэта остается актуальным в российском театре
Фото: pxhere.com

В Большом театре в конце декабре 2023 года состоялась премьера новой версии спектакля «Пиковая дама». В Свердловском академическом театре драмы в марте покажут «Евгения Онегина». В театре «Урал Опера Балет» с 2008 года репертуар не покидает «Пиковая дама», а в 2021 году зрителям представили обновленную оперу «Евгений Онегин». В екатеринбургском Камерном театре Николай Коляда ставит «Выстрел» по повести Александра Пушкина. Всероссийская премьера российской экранизации «Евгения Онегина» состоится в марте 2024 года. В Новосибирском театре оперы и балета (НОВАТ) с 2019 года идет опера «Евгений Онегин», а в рамках проекта главного режиссера театра Вячеслава Стародубцева «Пушкиниана в НОВАТЕ» в январе 2024 года состоялась премьера оперы «Сказка о царе Салтане». В Михайловском театре более трех десятилетий идет опера «Пиковая дама». На сцене Астраханского театра оперы и балеты можно увидеть довольно редкую постановку – балет «Медный всадник», премьера которого состоялась в 2023 году. В прошлом году первой премьерой 46-го сезона Красноярского театра оперы и балета стал спектакль «Борис Годунов». Перечисленный список не составляет даже 10 процентов от всех проектов, связанных с Александром Пушкиным, которые реализуются в театрах, музеях, кино в этом году.

«Хотя «Пушкин наше все» – его драматургическое наследие, к сожалению, значительно меньше, чем поэтическое и прозаическое. Пушкин очень любил театр, мало сказать, был заядлым театралом, но оставил нам практически всего два театральных текста: «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии». И эти два произведения не так часто идут на современных сценах, как пьесы другого русского гения – Александра Островского. В чем тут дело? Оба текста Пушкина – совершенны и идеальны настолько, что встать вровень с этой гармонией не так-то просто. «Бориса Годунова» на сцене с трудом вспоминаю в своей зрительской памяти. Пожалуй, только спектакль Анатолия Эфроса в Центральном Детском театре 1957 года и его же телеспектакль. И это более чем за полвека. «Маленькие трагедии» гораздо чаще подвергались попыткам воплотить их на сцене. Но, как правило, режиссура пыталась подобраться к гениальному тексту путем режиссерских отмычек, стараясь более интерпретировать, навязывая Пушкину свою, чаще не совпадающую с автором точку зрения на пьесу. И проигрывала гению. Пушкин и его драматургия, как вершина высочайшей горы, до сих пор не взятой режиссерами-альпинистами, манит и ждет своего покорения», – поделился художественный руководитель Московского Нового драматического театра Вячеслав Долгачев.

За свою жизнь Александр Сергеевич Пушкин написал всего две пьесы – «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии», последняя включает несколько коротких драматических пьес – «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы». Пьеса «Русалка» не была закончена писателем, впервые ее опубликовали после его смерти. То есть нельзя сказать, что Пушкин писал для театра, хотя театр писателя очень интересовал.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина, принадлежавшего к старинному, но обедневшему дворянскому роду, и Надежды Осиповны Пушкиной (урожденной Ганнибал). Детство будущего поэта прошло в Москве и подмосковном селе Захарове. Александр Пушкин посещал театры с самого детства: сначала в Москве, затем в Петербурге. В то время все светское общество ходило в театры. Этот факт нашел отражение в романе «Евгений Онегин», где главный герой тоже был вынужден «отмечаться» в театрах столицы.

В своей статье «Мои замечания об русском театре», которая была написана примерно в 1820-м году, когда Пушкину было около 20 лет, писатель критикует и современный театр, и актеров, и публику. Последней достается чуть ли не больше всех. Пушкин подчеркивает, что зритель в театре – это лишь декорация. Он не заинтересован ни сюжетом, ни игрой.

«Значительная часть нашего партера (т. е. кресел) слишком занята судьбою Европы и отечества, слишком утомлена трудами, слишком глубокомысленна, слишком важна, слишком осторожна в изъявлении душевных движений, дабы принимать какое-нибудь участие в достоинстве драматического искусства (к тому же русского) <…> они (зрители – Прим.ред. ) служат только почтенным украшением Большого каменного театра, но вовсе не принадлежат ни к толпе любителей, ни к числу просвещенных или пристрастных судей», – писал Александр Пушкин в статье.

Уже по этой статье можно увидеть, даже почувствовать, что Александру Пушкину хотелось перемен. Эпоха романтического классицизма оказала влияние на поэта, но он как будто был всегда впереди литераторов своего времени. Некоторые исследователи делят творчество Пушкина на два периода – романтизм и реализм, другие же говорят о том, что в творчестве писателя прослеживаются черты классицизма. Но какого бы деления не придерживался читатель, один факт остается неизменным – Александр Пушкин в своих произведениях, даже поднимая общественно-политические темы, всегда раскрывал человеческую душу, создавал сложных и многогранных героев, говоря на понятном для читателя языке.

Пьеса «Борис Годунов» была написана в 1825 году. Некоторые исследователи творчества Пушкина говорят, что именно это произведение стало отправной точкой от романтизма к реализму. Александр Пушкин создал масштабное произведение, действие в котором развивается на протяжении нескольких лет, а главными героями являются прототипы реальных исторических персонажей. Пьеса была запрещена к показу на сцене театра во времена Александра Пушкина, премьера состоялась лишь в 1866 году. В этом произведении, и во многих других, Александр Сергеевич отходил от канонов, присущих определенному художественному стилю. Так, своего «Бориса Годунова» он называл романтической трагедией. Поэтому творчество Александра Пушкина нельзя ограничить рамками, он был на шаг впереди своих современников и предлагал публике то, чего она не знала до него, например, русский язык.

Александра Пушкина сегодня буквально называют «нашим всем», и это не просто клише. Именно благодаря поэту русский язык изменился, стал более разговорным, а также пополнился новыми словами. Дело в том, что язык, на котором говорили в XIX и XXI веках, отличался в зависимости от социального класса: дворяне в пушкинскую эпоху использовали литературный язык, а крестьяне – разговорный. Процесс упрощения языка и его приближения к народу начался еще до Пушкина, однако именно Пушкин, по словам лингвиста Виктора Виноградова, «вывел русский литературный язык на путь демократического развития». Пушкин отказался от сложных конструкций в пользу простых и неполных предложений. Лингвисты до сих пор отмечают, что грамматика и синтаксис произведений Пушкина ближе к современному русскому языку, чем произведения писателей XXI века.

«Мы даже не замечаем, но мы все говорим языком Пушкина. Это именно тот русский язык, который придумал Александр Сергеевич Пушкин. Многие поговорки, пословицы, которые мы употребляем в обычной жизни, вышли из романа в стихах «Евгений Онегин». Вообще, весь современный язык вышел из двух произведений – из «Горе от ума» Александра Грибоедова и «Евгений Онегин» Александра Пушкина. Поэтому Пушкин, как и Грибоедов, будет известен до тех пор, пока люди говорят на русском языке», – поделился своими мыслями режиссер Свердловского академического театра драмы Михаил Заец.

Как уже было сказано ранее, за свою жизнь Александр Сергеевич Пушкин написал три пьесы, одна из которых не была закончена, но в театрах можно найти спектакли и на другие произведения писателя. Одним из самых популярных сегодня является роман «Евгений Онегин». Его ставят оперные, драматические театры, режиссеры экранизируют этот роман, а актеры мечтают исполнить роль Онегина на театральной сцене.

«Александр Сергеевич очень драматургичен, что бы мы ни взяли. Посмотрите, многие повести и романы его экранизированы. Это и «Барышня-крестьянка», и «Метель», и «Станционный смотритель», и «Гробовщик», и «Борис Годунов», и «Капитанская дочка». Все это экранизировано. А «Евгений Онегин» – вообще мировое произведение. Гениальная музыка Петра Чайковского и сюжет, созданный Пушкиным, ставятся в театрах по всему миру. Александр Пушкин очень театральный, поэтому Пушкина в целом, и «Евгения Онегина» в частности, будут ставить еще не одну сотню лет», – сообщил режиссер Свердловского академического театра драмы Михаил Заец.

Роман в стихах «Евгений Онегин» писался на протяжении семи лет, с 1823 по 1831 годы. Александр Пушкин называл работу над «Онегиным» подвигом. Такую же характеристику он давал своей драме «Борис Годунов». Главный герой произведения – дворянин Евгений Онегин, перебирается из Петербурга в деревню. С одной стороны, на то есть весомая причина – болезнь дядюшки, с другой стороны – высший свет наскучил герою.

В 1879 году композитор Петр Чайковский написал камерную оперу «Евгений Онегин», а драматург Константин Шиловский стал автором либретто к ней. В марте 1879 года в Малом театре в Москве состоялась премьера спектакля. Петр Ильич, приступая к работе, осознавал трудности, которые встанут на его пути. Роман «Евгений Онегин» трудно вписывался в каноны оперного жанра, в повествовании было мало действия, а само произведение считалось «несценичным».

«Я не заблуждаюсь, я знаю очень хорошо, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере, но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяют с лихвой все недостатки», – писал Петр Чайковский («П. Чайковский. Полное собрание сочинений. Том XVII (литературные произведения и переписка)»).

Публика положительно отреагировала на оперу, восхищаясь музыкой Чайковского. Критики же давали неоднозначную оценку, однако, это не повлияло на дальнейший успех. Театры один за другим стали ставить «Евгений Онегина» – Большой, Мариинский театры, театр в Праге, в Гамбурге и другие.

«Пушкинские сюжеты, которые легли в основу опер, не теряют актуальности и сегодня. Это же вечные вопросы любви, судьбы, дружбы, жертвы. Взять, например, «Евгения Онегина». Герои этой оперы очень похожи на нас в своих мотивах и поступках. И зритель, идя на эту постановку, хочет получить кроме удовольствия от музыки и оперных голосов, ощущения родства. Чувства сопричастности: это про меня, это мне очень знакомо. И гений Пушкина как раз дает нам это теплое ощущение. В том числе поэтому оперы Чайковского по мотивам произведений Пушкина так любимы всеми: и зрителями, и артистами нашего театра «Урал Опера Балет», – сообщили в Екатеринбургском театре оперы и балеты.

Сегодня спектакль «Евгений Онегин» идет практически во всех оперных театрах России. Кроме этого, роман в стихах не раз экранизировали. Герой, созданный Александром Пушкиным в 1830-х годах, до сих пор вдохновляет режиссеров по всему миру. Он настолько актуален, что сложно представить другого такого героя. Равнодушный к жизни Евгений Онегин, ищущий себя и своих, не умеющий выстраивать доверительные отношения, страдающий, но одновременно с этим получающий удовольствие от жизни, – есть в этом описании что-то из сегодняшнего дня. Да, молодые люди одеваются иначе, не обладают такими манерами и имеют другой бэкграунд, но их волнуют все те же вопросы, которые задавал себе Онегин, они сталкиваются с теми же пробелами, с которыми справлялся Евгений.

Петр Чайковский еще раз обратился к творчеству Александра Пушкина в опере «Пиковая дама» в 1890 году. Либретто к ней написал брат композитора – Модест Чайковский, что повлияло на решение Петра Ильича написать музыку. Это произведение Пушкина, как и «Евгений Онегин», считалось несценичным. Модест Чайковский немного изменил мотивацию поступков героев, но не поменял сюжет, который строится на роли фортуны в жизни человека. Главный герой постоянно проверяет свою удачу и доводит себя до сумасшествия. Премьера «Пиковой дамы» состоялась в 1890 году на сцене Мариинского театра. В 1891 году ее ставит Большой театр, а затем «Пиковая дама» начинает звучать за рубежом: в 1892 году в Праге, в 1898 году в Загребе, в 1902 году в Вене и других городах.

Повесть «Пиковая дама» во времена Александра Пушкина стала одной из первых на тему неминуемого наказания за совершенное преступление. Эту тему в будущем продолжил Федор Достоевский в «Игроке» и «Преступлении и наказании».

«В первой половине XX века Большой театр постоянно обращался к этой опере. Буквально каждое десятилетие было отмечено новыми прочтениями: в 1918, 1920, 1927, 1931, 1942 годах. За эпохой бурных поисков наступили десятилетия стабильности: спектакль, поставленный в 1944 году Леонидом Баратовым в декорациях Владимира Дмитриева, стал настоящим долгожителем», – сообщают на сайте Большого театра.

«Борис Годунов» появился на театральной сцене благодаря Модесту Мусоргскому, который в 1869 году написал одноименную оперу и либретто к ней по мотивам исторической драмы Александра Пушкина. Композитор добавил эмоциональности и динамичности в канонический сюжет Пушкина, сделав немузыкальное произведение музыкальным. Сам Модест Петрович называл свою оперу «народной музыкальной драмой».

«Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею: это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере», – комментарий Мусоргского к клавиру оперы в 1874 году.

Премьера оперы состоялась в 1872 году в Мариинском театре. В Большом театре «Бориса Годунова» показали в 1888 году. Опера «Борис Годунов» долгое время являлась одной из самых популярных русских опер на Западе, так как раскрывала дух русского народа для зарубежной публики. Кроме этого, всемирную популярность подкреплял Федор Шаляпин, исполнявший роль Бориса Годунова в постановках с 1898 года.

Уже в XX веке советский композитор Рейнгольд Глиэр создает балет «Медный всадник». Либретто к нему по одноименной поэме Александра Пушкина написал Петр Абалимов. Он сильно расширил сюжетную линию, включив героев из других пушкинских произведений. Работа над спектаклем началась накануне Великой Отечественной войны, а премьера состоялась в 1949 году на сцене Мариинского театра. В тот год в Советском Союзе отмечали 150-летие Александра Пушкина.

В центре сюжета лежит трагическая история любви, которая развивается в Санкт-Петербурге. Главный герой рассказывает о величии Петра I, а основным местом действия становится памятник «Медный всадник».

«Медный всадник» довольно редко появляется на российской сцене. После премьеры в Мариинском театре, балет показали в Большом театре. В 50-х годах XX века спектакль шел в Саратовском и Новосибирском театрах оперы и балета. В 2023 году Астраханский театр оперы и балета вспомнил о незаслуженно забытом произведении.

«Наша главная цель – создать новый, динамичный, современный спектакль в 2-х действиях, адаптированный к нынешнему времени, но при этом сохранивший всю прелесть петровской эпохи. Мы раскрываем образ Петра не как медного всадника, а в первую очередь как живого человека, который живет мечтами о будущем, с современными кораблями – надежным русским флотом, прекрасными зданиями Петербурга. Человека в образе пророка – видящего будущее России, великой державы, великой империи. И, конечно же, видение главных героев, олицетворяющих любовь, Евгений и его невеста Параша, с романтической и трогательной историей, предстающими в образе будущего поколения в его мечтах и думах», – сообщил хореограф-постановщик, народный артист РФ Юрий Клевцов.

Произведения Александра Пушкина не только являются автономными, но и вдохновляют других деятелей культуры. Романы, пьесы, повести, стихотворения остаются актуальными спустя 200 лет, потому что история циклична. У людей не появляются новые проблемы, их не волнуют новые вопросы. О том, о чем говорил Александр Пушкин, говорил и Уильям Шекспир за 200 лет до него. Что же выделяет Пушкина? Конечно, язык, которым он говорит с читателем, которым с читателями говорят его герои, которым он описывает своих героев, раскрывая их душу. Несмотря на то, что в спектаклях режиссеры по-разному играют с сюжетом, добавляют новые линии и персонажей, наделяют пьесы новыми смыслами, они продолжают говорить со зрителем на языке Александра Сергеевича Пушкина, и это ответ на вопрос: «Почему наследие Пушкина остается актуальным в российском театре?». 

Прочитать о жизни Александра Пушкина и его влиянии на культуру можно в нашем материале.

Фото: Global City / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин, Виктор Вытольский, Полина Попова; pxhere.com

© Интернет-журнал «Global City»

Подписывайтесь на наш VK, и читайте больше хороших новостей!

16+