Scroll Down
  °C ММВБ  $76.17   €86.27
  1. Обзоры
  2. Места

Нюрнбергский процесс глазами режиссера XXI века: в театре «Модерн» состоялась премьера исторического спектакля

12:53 31 августа 2023
История Нюрнбергского процесса оживет на сцене Театра «Модерн». Трибунал над рядом военных преступников, проходивший после окончания Второй мировой войны, стал одним из самых важных событий XX века и изменил ход истории. Зрители увидят, какое наказание понес близкий круг Гитлера, а главное – раскаялись ли они в своих злодеяниях против миллионов ни в чем не повинных людей. Корреспондент Global City Москва одним из первых увидел постановку и поделился подробностями.
Нюрнбергский процесс глазами режиссера XXI века: в театре «Модерн» состоялась премьера исторического спектакля

Сегодня «Модерн» по праву считается одним из самых оригинальных и самобытных театров столицы. Каждый его спектакль тщательно продуман художественным руководителем Юрием Грымовым. Новый сезон в театре начнется с премьеры постановки «Цветы нам не нужны». Это история о Нюрнбергском процессе и преступниках, приговоренных к наказанию за бесчеловечные поступки.

«Я считаю Нюрнбергский процесс самым важным событием XX века. Он стал отправной точкой важнейших изменений в мире. Если вы и ваши дети мало об этом знаете – спектакль «Цветы нам не нужны» даст возможность пополнить ваши знания, что необходимо любому современному интеллигентному человеку», – сказал Юрий Грымов на пресс-конференции, посвященной премьере спектакля.

Исторически события складывались таким образом, что после завершения войны в 1945 году состоялся трибунал, на котором судили военных преступников. Тогда перед человечеством встал вопрос о гуманности наказания, которое понесут злодеи: ведь они тоже люди, которые следовали приказам и выполняли долг перед своей страной. Поэтому суд был в первую очередь перед человечеством. Зрители вместе с героями спектакля переживут все этапы процесса: заседание, приговор, а также многолетнее прибывание в тюрьме Шпандау.

В спектакле «Цветы нам не нужны» задействованы актеры театра «Модерн», рискнувшие предстать в роли нацистских преступников. Так, личного архитектора Гитлера Альберта Шпеера сыграл Вадим Пинский. В облике Рудольфа Гесса предстал Юрий Анпилогов. Образ руководителя Гитлерюгенд Бальдура фон Шираха примерил Александр Борисов, а Константина фон Нейрата сыграл Заслуженный артист России Леонид Трегуб. Кроме этого, Карла Деница, главнокомандующего военно-морским флотом нацистской Германии, достоверно изобразил Алексей Баранов. На пресс-конференции актеры признались, что им было сложно достоверно вжиться в роль, ведь для этого нужно понять и принять своего персонажа, а в случае с нацистами это было непросто сделать.

Входя в зал, зрители сразу погружаются в мир пьесы: занавес открыт, на сцене расположены скамьи подсудимых и трибуна. Обвиняемые нервно ожидают вынесения приговора. В спектакле поднимается сложная и одновременно очень важная тема – непринятие ошибок и отсутствие раскаяния. Участники второй мировой войны, приговоренные на Нюрнбергском процессе к длительному тюремному заключению, так и не осознали своей вины. Кто-то был приговорен на 20 лет тюремного заключения в тюрьме Шпандау, другие получили пожизненный срок. Несмотря на это, они до последнего остались верны своему фюреру.

Режиссер Юрий Грымов в своем новом спектакле углубляется в культуру нескольких стран. Делает он это мимоходом, не акцентируя внимание зрителя. Показательной является сцена смены караула. Каждый месяц у заключенных меняется охрана, среди которой представители четырех держав: России, Франции, Англии и Америки. Каждую новую смену звучит музыка той страны, охрана которой выходит на службу. Среди музыкальных композиций, представляющих Советский Союз, можно услышать такие хиты: «Пять минут» и «Учат в школе».

Спектакль наполнен звуковыми и световыми спецэффектами, но центральным элементом является тюремная лампа, которая загорается в переломные моменты и громко лопается в минуты эмоционального напряжения, разделяя спектакль на главы. Зрители увидят, как складываются отношения между заключенными и как меняется их жизнь. Ведь когда-то они сидели в комфортном зале за круглым столом во главе с Гитлером, а теперь вынуждены проводить годы в условиях, подходящих только для выживания, вдали от семьи, не зная, что сейчас происходит в мире.

Главные герои спектакля получают информацию лишь небольшими отрывками, слушая старое радио. Так, заключенные узнали о Карибском кризисе, полете Юрия Гагарина в космос и других важных событиях, происходивших с 1946 по 1966 годы. При этом каждый раз они верили, что их вот-вот выпустят на свободу и они вернутся к нормальной жизни. Но суждено ли сбыться их желаниям, да и имеют ли они право мечтать об этом?

Спектакль «Цветы нам не нужны» показывает, что нет ничего страшнее преступлений против человечества. Юрий Грымов уверен, что историю Нюрнбергского процесса должны знать все, чтобы в будущем не повторять тех преступлений, которыми охарактеризовался XX век. В «Модерне» постановку «Цветы нам не нужны» покажут 1 и 23 сентября, а также 1 и 21 октября. Ознакомиться с репертуаром театра можно на сайте.

Фото: Дарья Бруданова

16+

© Интернет-журнал «Global City»

Места

16+