Scroll Down
  °C ММВБ  $76.17   €86.27

Александр Иванов. Библейские эскизы. Евангельские мотивы

24 ноября 2021 — 15 мая 2022
Время: 13:00 — 21:00 (сегодня не идет)
Цена: от 500 рублей
Третьяковская галерея
Лаврушинский переулок, 10

Третьяковская галерея - эксклюзивный обладатель графического наследия Александра Андреевича Иванова (1806–1858), включающего более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов. Полнота собрания позволяет сформировать несколько сменяющих друг друга экспозиций, каждая из которых имеет характер мини-выставки. «Евангельские мотивы» - выставка, завершающая показ уникального графического цикла Иванова «Библейские эскизы», в котором воплотились сложные художественно-философские искания художника в последнее десятилетие его жизни.

По замыслу Иванова, эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях «в особо на то посвященном здании, разумеется, не в церкви». Евангельская тема — «жизнь и деяния Христа» — должна была предстать в окружении изображений ветхозаветных, исторических и мифологических сцен, а также библейских текстов. Композиции росписей складывались в сложную систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.

В «Библейских эскизах» выразились сложные художественно-философские поиски Иванова, связанные с важнейшими для него вопросами — о миссии художника, о роли искусства и его воздействии на нравственное и духовное преобразование мира.

Задуманный художественный ансамбль «Храм искусства», или «Храм философии» можно отнести к романтическим утопиям. Работа Иванова не была завершена. В какой-то мере эта незавершенность выявляет грандиозность замысла, его уникальность, как в истолковании библейских текстов, так и в стилистике акварельных композиций.

Выставка «Евангельские мотивы» посвящена событиям последних дней земной жизни Иисуса Христа, его трагической смерти и воскресения. Экспозиция включает сцены Тайной вечери, моления Христа в Гефсиманском саду, его поругания у первосвященника Каиафы. Контрасты освещения и яркие цветовые акценты придают этим листам особый драматизм. Несколько композиций рассказывают о происходящем в иерусалимской резиденции правителя Иудеи, римского наместника Пилата. В них запечатлены важные эпизоды — последний вопрос Пилата («Христос перед Пилатом («Откуда Ты?»)»), его решение осудить Христа («Предание Христа на распятие (Пилат умывает руки)»). Среди эскизов, повествующих о смерти Иисуса, подлинным шедевром является сцена «Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят издали на распятие». Напряженными контурами фигур, их движениями, жестами и экспрессией цветовых пятен передает Иванов чувства отчаяния, ужаса, горя. Продолжают евангельское повествование композиции на сюжеты чудесного воскресения Христа, его явлений ученикам и вознесения. Мистическим светом наполнены сцены «Ангел отваливает камень от двери гроба», «Ангел возвещает женщинам, пришедшим ко гробу, о Воскресении Христа», «Явление Христа одиннадцати ученикам после Воскресения», «Вознесение».

Завершают выставку акварели на тему распространения по всему миру учения Христа — «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Апостол Павел крестит учеников в Эфесе». Сцены, иллюстрирующие важнейшие моменты евангельской истории, должны были занимать главные, центральные поля отдельных стен предполагавшегося здания. В одной из заключительных росписей — «Вознесение» — вокруг главного сюжета Иванов планировал разместить многочисленные, меньшего размера, сцены из Ветхого Завета и исторических легенд, которые повествовали о чудесных вознесениях, совершившихся до пришествия Христа. Эти сюжеты рассматривались художником как смысловые параллели евангельским событиям. Эскиз стенной росписи «Речи Христа о втором пришествии» объединил сцены, иллюстрирующие пророчества Иисуса Христа о грядущем его пришествии и суде людей. Среди них — «Пришествие Сына Человеческого. Ангелы трубят сбор избранным», «Страшный суд», «Пришествие Сына Божия, воскрешающего мертвых», «Суд по воскрешении».

Создавая эскизы росписей, Иванов еще не представлял себе ясно ни архитектуру, ни интерьер здания, в котором они могли бы воплотиться. О его облике говорит лишь один лист в альбоме — чертеж брата художника, архитектора Сергея Иванова «Портик дорического храма», который, вероятно, является проектом фасада. Сочиненные композиции стенных росписей мыслились Ивановым как плоскости в условном пространстве и не вписывались в конкретные архитектурные формы. Акварельные эскизы исполнены с исключительной творческой свободой, смелостью и новизной художественных приемов, вне традиционных для искусства того времени стилистических норм и границ. Эти небольшие по размеру подготовительные работы имеют самостоятельную эстетическую ценность как шедевры акварельной живописи.

В зале демонстрируется видеоролик, визуализирующий возможное воплощение замысла Иванова - интерьер здания с росписями, для которых и были созданы акварельные эскизы. Уникальный графический цикл «Библейские эскизы», экспонируемый в непосредственной близости к живописным произведениям, расширяет представление о творческом пути Александра Иванова и позволяет увидеть подлинный масштаб художника.

12+

© Интернет-журнал «Global City»


16+