Через сопоставление автопортретов и портретов художников кураторы расскажут о развитии жанра портрета и способах представления человека на рубеже XIX–XX веков. В экспозицию войдут работы Бориса Кустодиева, Ильи Репина, Роберта Фалька, Владимира Татлина, Зинаиды Серебряковой, Наталии Гончаровой и других.
Зрители смогут проследить, как изображали себя сами мастера и какими их видели современники – живописцы, графики, скульпторы. Реалисты и новаторы, участники «Мира искусства» и «Голубой розы», школы Павла Филонова и «Бубнового валета», — пишут автопортреты и портреты друг друга, демонстрируя схожесть или принципиальное различие «точек зрения».
В экспозиции встретятся реалистическая традиция психологизма, импрессионистический лиризм, символистская театральность и кубистический эксперимент. Если некоторые пары автопортретов и портретов оказываются практически идентичны по стилистике — как, например, практически беспредметные образы Александра Родченко и Варвары Степановой, то другие обыгрывают разницу манер — это автопортрет Михаила Ларионова парижского периода и его портрет кисти Наталии Гончаровой.
В портретных образах находят отражение личные взаимоотношения художников: профессиональные, как у Ильи Репина и Исаака Бродского; дружеские, как у Бориса Кустодиева и Ивана Куликова; семейные, как у четы Фаворских или Кардовских. В начале века в портретах появляются и новые мотивы — зеркала, маски, карнавальные или старинные костюмы, картины-в-картине, окна, средневековые города в качестве фона или даже городские микромиры.
Выставка будет сопровождаться рядом открытий. Впервые будут экспонироваться «Автопортрет с неизвестной» Михаила Ларионова, а также работа Роберта Фалька «Лиза в голубой шали», ранее не представленная в Москве. Широкая публика познакомится с малоизвестными именами, среди которых Виктор Барт – соратник Михаила Ларионова, Лев Зевин – ученик Роберта Фалька и Владимир Бехтеев – участник объединения «Синий всадник».
Стоимость билетов от 450 рублей
18+
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Цыганова