Scroll Down
  °C ММВБ  $76.17   €86.27
  1. Интервью
  2. Люди

​«Театр сатиры нацелен подарить людям праздник»: актриса Александра Мареева о театре, зрителях и москвичах

13:31 31 января 2024
За неделю артист столичного театра может выходить на сцену множество раз, примеряя на себя разные образы: один спектакль по Булгакову, второй по Островскому, третий по Пушкину. Параллельно артист может сниматься в фильме, сериале или сразу в нескольких проектах. Еще у артиста есть гастроли – один город сменяется другим, а в череде переездов порой не удается запомнить место, где играли предыдущий спектакль. Кто-то скажет «Романтика», а кто-то улыбнется и пойдет готовиться к выходу на сцену. Корреспондент Global City Москва встретился с актрисой Театра сатиры Александрой Мареевой, чтобы поговорить о ее работе, зрителях и театре.
​«Театр сатиры нацелен подарить людям праздник»: актриса Александра Мареева о театре, зрителях и москвичах

Про театр

Познакомившись с вашей биографией, я увидела, что вы жили, учились, работали в Санкт-Петербурге, а в Театр сатиры пришли относительно недавно – в 2022 году. Как вы оказались в Москве и почему выбор пал именно на Театр сатиры?

В Москву меня привели жизненные обстоятельства. Я вышла замуж за москвича, за актера Алексея Ильина, и мне было проще перебраться сюда, чем ему адаптироваться в Санкт-Петербурге. Так, я переехала в Москву в 2015 году, а в Театре сатиры начала работать в 2022-м. И, кстати, выбор пал не на конкретный театр, а на художественного руководителя. Сначала я вступила в труппу театра Армена Джигарханяна. Это было осенью 2021, где на тот момент Сергей Ишханоич Газаров был художественным руководителем (сегодня Сергей Газаров возглавляет Театр сатиры. – Прим.ред). Это он пригласил меня в театр. Затем произошло объединение, и все артисты Театра Армена Джигарханяна автоматически перешли в Театр сатиры.

Театр сатиры – не первый театр, в котором вы работаете. Есть ли что-то, что отличает его от других театров? Может быть взаимоотношения внутри коллектива?

Конечно, отличия колоссальные от других театров, в которых я работала. Театр сатиры, на мой взгляд, нацелен подарить людям праздник. Праздник – не просто развлечь шутками, танцами или какой-либо легкой драматургией. Это как бы праздник, основанный на хорошей, классической и глубокой драматургии великих авторов, где ценят текст автора. Еще одно отличие – масштаб: Театр сатиры вмещает 1200 зрителей. Это самая большая площадка, на которой мне довелось играть. Я понимаю, что спектакль-праздник должен быть всегда, даже если это тяжелая тема, даже если мы играем Чехова, все равно это должен быть какой-то внутренний праздник не только для артиста, но и для большого количества зрителей. А приходят в Театр сатиры совершенно разные люди. И все они смешиваются в одном зале и смотрят наш спектакль.

Про роли

Александра, сегодня вы заняты в нескольких спектаклях. Есть ли у вас любимая роль? Может быть какая-то героиня вам ближе всех или, наоборот, вызывает наибольшие трудности?

Так получилось, что я играю во всех последних премьерах театра: «Пигмалион», «Иван Васильевич», «Невольницы», «Дядя Жорж» и другие. Сложно назвать самую любимую и нелюбимую роль. Да, есть роли, которые мне легче даются, есть те, над которым надо еще немного поработать. Но, основополагающая роль, с чего начался мой путь в Театре сатиры – Елена Андреевна – героиня спектакля «Дядя Жорж» в постановке Сергея Газарова по мотивам «Лешего» и «Дяди Вани» Антона Павловича Чехова.

Трудно играть Елену Андреевну?

Играть ее не трудно. Сейчас я очень хорошо понимаю Елену Андреевну. По возрасту я старше своего персонажа, но мне кажется, как будто мы с ней ровесницы. Я очень хорошо ее понимаю, ее тоску по жизни, как могут стираться границы дозволенного, когда тебе очень плохо, а также как испытывать отчаяние и одновременно выглядеть счастливым человеком. Кстати, на днях смотрела одного психолога, который говорил, что людей с настоящей депрессией можно вообще не заметить. Они могут вести абсолютно нормальный образ жизни, быть веселыми, путешествовать и все остальное, но в то же время находиться в глубокой депрессии. И мне кажется, что Елена Андреевна находится в глубокой депрессии.

Вы заняты в одном из новых спектаклей Театра Сатиры – «Иван Васильевич», где играете киноактрису Зинаиду. У многих зрителей есть эталонный образ героини, который создала Наталья Селезнева в одноименном фильме Леонида Гайдая. Возникли ли у вас сложности с тем, как вас воспринимали зрители? Сложно ли было играть эту роль?

Хочу начать с того, что для меня стало открытием, что «Иван Васильевич» – пьеса Михаила Булгакова. Тогда я подумала, что я не сильно образована (смеется). Хотя позже выяснилось, что многие этого не знали, потому что для всех «Иван Васильевич» – культовое кино Леонида Гайдая. И, конечно, все крылатые фразы из фильма у нас на слуху. Ни в школьной программе, ни в театральной академии пьесу «Иван Васильевич» не изучают. Поэтому я как-то пропустила это мимо себя. Узнав, что автор «Ивана Васильевича» Булгаков, конечно, я перечитала его произведение и поняла, что фильм сильно упростил эту пьесу. Кинокартина была адаптирована и перенесена в 1970-е годы. Режиссер взял культового персонажа – Шурика и поместил его в предлагаемые обстоятельства. Работая над постановкой, Сергей Ишханоич Газаров изначально сказал, что мы будем исследовать времена НЭПа и времена Ивана Грозного. Наш спектакль также получился очень красочным и праздничным. Но для того, чтобы сделать его таким радостным, нужно было погрузиться именно в атмосферу того времени. Наша команда работала очень много. Например, чтобы погрузиться в свою роль, я изучала позы, манеры артисток немого кино. Ведь Зинаида – актриса немого кино, а также она думает, что оперная певица. Хотя, по сути, она не очень сильная артистка и в жизни слишком заигрывается. Можно сказать, что мы провели целое исследование: и костюмы, и манера говорить, и жесты, и пластика, и история нашего государства. Я думаю, мы справились с задачей, которую поставил Сергей Ишханоич Газаров.

В целом для вас сложно было сыграть Зинаиду?

Репетиционный процесс был безумно сложным, потому что мы все время искали, какая она, наша Зинаида. При этом каждый раз менялись задачи, приходилось заново пробовать новые вещи и отказываться от старых. Получалось так, что ты только себе придумал, присвоил, чуть-чуть наиграл, а тебе режиссер говорит: «Это не подходит, давай что-то другое». С одной стороны, это безумно интересно, а с другой – забирает много сил. Несмотря на то, что репетиционный процесс был сложным, сейчас это три интересные и яркие сцены. Все они совершенно по-разному раскрывают моего персонажа. И в принципе, уже не так тяжело, можно даже «хулиганить». Это настоящий подарок для артиста.

О какой роли вы мечтаете? Какую роль откажетесь играть и почему?

Все время любят задавать такой вопрос. Я ни о какой роли не мечтаю. Мне интересно получить материал и понять, откликается ли он у меня, как у читателя. Затем поговорить с режиссером, послушать его видение этого произведения, понять, подходит мне это или нет. Мне нравится работать с режиссерами, выполнять их задачи и приносить к этому что-то свое. Также я не представляю, от какой роли могу отказаться. Все зависит от материала и режиссера. Так, в недавней премьере Виктора Крамера «Пигмалион» (спектакль идет в Театре сатиры. – Прим.ред). я играю самую маленькую роль в своей жизни. Я меньше раньше никогда не играла в театре. Мы с Виктором Моисеевичем оба из Санкт-Петербурга и знакомы по некоторым театральным мероприятиям. Он, можно сказать, уговорил меня играть в его спектакле. Повторюсь, у меня очень маленькая роль, но это было так интересно понять, что хочет Виктор Крамер, какие задачи он перед нами ставит.

Расскажите побольше о вашей роли в спектакле Виктора Крамера?

Моя героиня – Клара, дочь миссис Эйнсворд Хилл. Это не главная роль. Сначала у меня было два небольших выхода, но Виктор Моисеевич предложил нам (речь о партнерах по сцене. – Прим.ред). самим сделать еще одну сцену в жанре этого спектакля. Теперь у меня три выхода. Виктор Моисеевич отказался от каких-либо маленьких эпизодических ролей. Ему важно, чтобы была видна биография каждого персонажа. И вот здесь, через эти три появления нашей троицы – мама, сын и дочь, раскрывается очень интересное семейство. Эта семья хочет быть в тренде и соответствовать времени, но у них не очень это получается.

Бывает ли, что вы забыли текст, и как выходите из таких ситуаций?

Совсем недавно оказалась в подобной ситуации. Играя спектакль «Невольницы», вдруг впервые в жизни забываю один маленький кусочек и просто не понимаю, куда двигаться дальше. Тут, конечно, партнеры помогли, вывели меня на нужную мысль. Все прошло хорошо. Такая ситуация – все равно неправильно: артист должен быть всегда включен, и мысль должна быть всегда. Но мы тоже живые люди, поэтому на сцене может произойти все что угодно.

Что для вас сложнее – работа в театре или в кино?

Театр и кино нельзя сравнивать. Это два совершенно разных процесса. При этом оба интересны и нужны артистам, чтобы прокачать профессиональные навыки. В театре ты работаешь здесь и сейчас. Ты рассказываешь эту историю и может случиться все что угодно. Например, сегодня один состав актеров, а в следующий раз совершенно другой. При этом ты продолжаешь играть свою роль. В кино другая история. Ты тоже здесь и сейчас. Тебя снимают, ты можешь сыграть хорошо, а можешь, наоборот, не очень. Тебе дается определенное количество дублей, где ты выкладываешься по максимум и на этом все. Дальше подключаются другие специалисты, которые и создают кино. Порой бывает и такое, что в итоге ты можешь себя и не увидеть в фильме. Поэтому театр и кино – два разных вида профессии, которые нельзя сравнивать. Но безусловно, сегодня каждый артист должен играть в театре и сниматься в кино.

Про зрителей

Давайте поговорим про зрителей. Как вы думаете, зачем сегодня зритель приходит в Театр сатиры?

Начну с того, зачем сегодня зритель вообще идет в театр: мне кажется за эмоциями. Я 13 лет проработала в театре Санкт-Петербурга. Мы неоднократно приезжали в Москву с гастролями. И могу сказать, что столичный зритель всегда отличатся от петербургского. В Москве огромное количество театров, и у горожан есть выбор, на какую постановку им пойти. Московский зритель, как мне кажется, более радушный. Если им не понравится спектакль, они просто пойдут в другое место. В свою очередь, петербургский зритель как бы строже отсматривает материал, и порой ему угодить весьма непросто. В Театре сатиры я не так давно, и все еще продолжаю наблюдать и знакомиться с публикой. Сюда приходят совершенно разные люди. На мой взгляд, у всех них одна цель – получить впечатления и отдачу от артистов.

Можете ли вы сказать, какие герои, образы вызывают у зрителя неподдельный интерес и эмоции?

Как правило, зрителям близки герои, вызывающие у них эмоции, схожи с их жизненным опытом. Мне кажется, зрителю нравится узнавать в персонажах себя. В этом случае они активно подключаются к просмотру спектакля и следят за развитием сюжета. Часто также зрители сопереживают героям, которых бросили, незаконно обвинили, осудили, обманули…

Можете сказать какие-то пожелания, напутствия для наших читателей, которые, возможно, являются вашими поклонниками, поклонниками Театра сатиры или только собираются открыть для себя этот театр.

Мне кажется, Театр сатиры подходит каждому: и ребенку, и взрослому. Я, как мама двоих детей, часто посещаю детские спектакли, и меня эта тема волнует. Хочу сказать, что в Театре сатиры очень интересные и достойные постановки.

Напомним, в 2024 году Московскому академическому театру сатиры исполняется 100 лет. За это время сменилось несколько поколений артистов, а любовь публики осталась неизменной. Также неизменным остается качество выпускаемых спектаклей. В юбилейном сезоне театр планирует представить около десяти постановок по мотивам произведений известных классиков. Часть из них уже успешно идет на сцене. Ранее корреспондент Global City Москва побывал на прогоне спектакля «Пигмалион» Виктора Крамера. Узнать подробнее об этом можно в нашем обзоре. Также мы рассказывали о постановке «Иван Васильевич».

Фото: фотограф Вера Юрокина / пресс-служба Театра сатиры

© Интернет-журнал «Global City»

Места

16+