Что интереснее: театр или кино? Попробуйте задать этот вопрос киноману, и он тут же воскликнет: «Боже, кто-то еще ходит в театры?! Кому нужны эти пыльные кулисы, картонные горы и реки из тряпок, бутафорские яблоки, устаревшие пьесы, преувеличенные эмоции артистов? На дворе двадцать первый век!..».
– «Кино?.. – усмехнется в ответ театрал. – Цветные пятна на пленке, раз и навсегда застывшие картинки, поп-корн, гонка за иллюзией правдоподобия, распиаренные «звезды» снятые с триста тридцать третьего дубля...
И оба будут неправы. Не случайно в дипломах актеров – выпускников ведущих вузов – написано: «Артист театра и кино», то есть, человек, понимающий специфику двух разных видов искусства, умеющий работать и на съемочной площадке, и на театральной сцене. Актер Нового Драматичесокго театра Алексей Красовский поделился своим мыслями о том, в чем разница между театром и кино.
Каковы общие черты у этих видов искусства, действительно очень разных? И можно ли вообще ставить вопрос о том, «что интереснее» в культуре, главное достоинство которой – в удивительном многообразии?
О, это любимый вопрос... (Смеётся) Как часто мне его задают те, кто не занимается актерской профессией. Всё просто: ответа нет! Действительно, по диплому, мы – артисты театра и кино, хотя в творческих вузах 90% времени мы осваиваем театральные дисциплины. Но принцип один, и то, что зритель видит на экране, играют актёры театральной школы. Просто есть нюансы – в подаче, в способе существования... примерно, как машину водить «на механике» или «на автомате». Все сначала осваивают механику, потому что автомат проще. Я говорю сейчас именно про обучение. Без театрального образования в кино играть могут только «самородки», у кого врожденный талант, а они не так часто встречаются...
И в кино, и на сцене ты играешь роль, исходя из предлагаемых обстоятельств. Но фактически это разные виды деятельности, разные актерские миры.
Конечно, в кино больше возможностей для создания иллюзии. В богатых театрах тоже есть лифты, бассейны, разные технические приспособления, и всё же сцена по природе своей условна. В фильме же можно практически все, даже улететь на другую планету – современные технологии помогут снять абсолютно правдоподобно. Поэтому съёмки дают актеру множество новых средств выражения, нет ограничений в локациях... ты не замкнут в пространстве репетиционного зала и выгородке декорации. С другой стороны, в театре намного больше возможностей работать над ролью, разбирать её, думать над ней, искать краски персонажа, погружаться в него, строить связи с партнёрами. Фильм снимается почти без репетиций, а сериал (особенно тот, что «на потоке») вообще с одного-двух дублей. Десять минут до кадра!
«Стоп, снято!» – это раз и навсегда
«Стоп, снято!» – это раз и навсегда. Да, может получиться прекрасный кадр, красивый, драматически наполненный, который потом годами и десятилетиями будет радовать зрителей. Но актёр прожил сцену один раз – и на этом всё закончилось. В театре все наоборот. Ты играешь, к примеру, один и тот же спектакль 20-30 раз за сезон, и делаешь это каждый раз «с нуля», проживаешь заново жизнь своего героя. А в спектаклях-долгожителях? 15-20 лет играть одну и ту же ситуацию, и получать от этого удовольствие! А зритель, в свою очередь, может прийти на спектакль повторно – и увидеть чуть-чуть другое произведение, ведь каждый показ уникален, он творится здесь и сейчас...
Кино даёт актёру популярность, «медийность», узнаваемость. И высокий заработок, если много снимаешься, и удастся попасть в удачный проект. Поэтому, если главная цель – деньги и слава, нужно максимум внимания уделять кастингам. Но если хочешь не только зарабатывать, но и заниматься искусством – без театра никак.
В театре служат, а не работают!
Не зря говорят, что в театре служат, а не работают. Театр – это семья. Единомышленники. Друзья. Близкие по духу. Родная сцена, родные стены, куда ты возвращаешься, как домой. Во всяком случае, у нас, в Новом драматическом театре, это так. И это здорово!
Техника актерской игры в театре и кино тоже разная. Для меня идеальная схема – совмещать их, чтобы возникало взаимное обогащение, развитие, наращивание профессионализма. В кино крупный план – прекрасная вещь в кинематографе! Нужное состояние можно передать на крупном плане даже лёгкой дрожью губы, движением бровей... Один взгляд способен раскрыть оценку факта. В театре ты зависишь от мизансцены, и лица твоего не видно в подробностях с последнего ряда, поэтому и подавать себя приходится иначе. С этим связан распространенный миф, что театральный актер на экране якобы всегда «переигрывает». Конечно, случается... особенно с теми, кто привык играть на огромные залы, где требуются широкие жесты, мощный «посыл» – иначе тебя просто никто не увидит и не услышит. Но это особый случай. Как правило, актёры корректируют свою манеру перед камерой. И обратная ситуация: если ты в театре на большой сцене начнешь играть «тонкими оценками и полутонами», то у зрителя сложится ощущение, что ты вообще ничего не сыграл, просто поприсутствовал...
Для актёра большое счастье, если удаётся реализовать себя в обеих сферах
В кино, как ни странно, большинство артистов играет самих себя. Лично мне это... не так интересно. Гораздо круче играть человека, который совершенно на тебя не похож, влезть в его шкуру, приблизиться к чужому мышлению. В фильм, к сожалению, тебя выбирают по типажу. И если ты «выпадаешь» из типажа, это раздражает зрителя.
Вы часто гастролируете?
Да, театры тоже выезжают на гастроли. При хорошем стечении обстоятельств, даже не снимаясь, можно посмотреть мир. Но именно играть в театре всё равно приходится в декорациях. Кино же открывает перспективу играть «на натуре», в реальном лесу, на реальном побережье, в горах, на яхте... Сам процесс игры в этих условиях протекает по-другому.
Для актёра большое счастье, если удаётся реализовать себя в обеих сферах, попробовать себя с разными режиссерами, сыграть в разных картинах, стабильно при этом трудиться в хорошем театральном репертуаре. Но сравнивать их – бессмысленно.
Увидеть Алексея Красовского можно на сцене Московского Нового драматического театра по адресу: улица Проходчиков, дом 2.
Фото: пресс-служба Нового драматического театра
© Интернет-журнал «Global City» Полина Карпусь