Полотно «Христос и грешница» авторства Антиведуто Граматики займет место в постоянной экспозиции Пушкинского музея. Картину можно будет увидеть в зале итальянской живописи XVII века до 22 сентября 2024 года. Это полотно из коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника прошло не одну экспертизу прежде, чем попасть в экспозицию московского музея. Картина поступила в коллекцию Владимиро-Суздальского музея-заповедника с подписью «неизвестный художник эпохи Позднего Возрождения», а первые предположения об ее авторе появились лишь в 1924 году.
Изначально предполагалось, что полотно было написано неаполитанским мастером Лукой Джордано. Это предположение в начале XX века высказал директор Владимирского губернского музея А.И. Иванов. Позднее к нему присоединился автор-составитель каталога выставки, посвященной 50-летию деятельности Владимирских художественно-реставрационных мастерских, А.И. Скворцов.
Следующие догадки сопровождались исследованиями. В 2021 году исследователь из Нижнего Новгорода, основываясь на сравнительном стилистическом анализе произведения, выдвинул аргументы в пользу авторства Антиведуто Граматики, сообщили в пресс-службе Пушкинского музея. В 2023 году картина прошла экспертизу в Лаборатории изучения культурного наследия ИТМО. Ее результаты показали, что перед исследователями находится оригинальное полотно, написанное в XVII веке.
В Пушкинском музее продолжился анализ картины. Исследования проводили на нескольких уровнях – стилистическом и технико-технологическом. Результаты не заставили себя ждать. Ученые пришли к выводу, что полотно было написано в первой половине XVII века; художник работал без предварительного рисунка, композиция была намечена кистью, коричневой охрой; картина была создана в Риме одним из последователей Микеланджело Меризи да Караваджо.
«Принадлежащая к собранию Владимиро-Суздальского музея-заповедника картина «Христос и грешница», созданная в начале XVII века художником Антиведуто Граматикой, другом и последователем Караваджо, без сомнения, принадлежит к числу не только значительных, но и редких произведений итальянской живописи эпохи раннего барокко», – сообщили в пресс-службе музея.
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Цыганова